Современное развитие общества происходит за счет резкого «освобождения» сил человека посредством секуляризма. В результате все силы человека, по Фёгелину, теперь тратятся на развитие цивилизации. Однако при этом человек не занимается самим собой, а именно – своим внутренним миром. Он не занимается целостностью себя, собой как целым. Занимаясь сферой духовного, человек не знает своего духа. Он не способен соотносить дух с собой потому, что его – духа – не знает. Как отмечает Фёгелин, «жизнь духа есть источник порядка в человеке и в обществе» (с. 276). Успех цивилизационного развития имеет обратную сторону, связанную с упадком человека, а точнее – с его падением с высоты понимания себя, отождествляемого с трансцендентным началом, в пучину имманентности. В содержании имманентного можно разобраться, только исходя из его края, т.е. из трансцендентного. В противном случае имманентное не может быть понято человеком и предстает тотальностью, т.е. неустранимым содержанием жизни человека, из которой он сам выбраться не только не может, но и не хочет. (Андрей Сергеев. Некоторые мысли по поводу концепции Эрика Фёгелина)